Анализ воспитательной работы школы за 2007 – 2008 учебный год.
Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С Макаренко говорил: «Воспитывать – значит учить жить». А успех воспитания невозможен без знания на реальные закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.
Главной целью воспитательной работы школы является способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Для осуществления этих целей перед педагогами стояли следующие задачи:
1. Личностный ориентированный подход в процессе обучения;
2. Укрепления здоровья учащихся;
3. Гуманизация воспитательного процесса;
4. Вовлечение родителей в жизнь школы;
5. Совершенствование методического мастерства классных руководителей.
Исходя из целей и задач воспитательной работы были определены приоритетные направления воспитательной деятельности школы:
1. Гражданско – патриотическое;
2. Спортивно – оздоровительное;
3. Нравственно – эстетическое;
4. Экологическое;
5. Работа с родителями;
6. Правовое (профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди детей и подростков).
Анализируя воспитательную работу за 2007-2008 учебный год следует отметить, что педагогический коллектив стремился успешно реализовывать намеченные планы, решать поставленные задачи.
1. В формировании и развитии личности учащихся ведущую роль школа отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. В течение года педколлективом проделана большая работа по этому направлению: на классных часах классными руководителями проводились тематические беседы, круглые столы, лекции по вопросам гражданско-патриотического воспитания, прививалась любовь к малой Родине, к родной школе. Учебный год начался с традиционной линейки, посвященной «Дню знаний», в котором приняли участие учащиеся 1 – 11 классов. Для учащихся 1 – 11 классов в этот день был проведен урок гражданственности и патриотизма, посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель, на котором присутствовали выпускники нашей школы Н. Герцовский, С.В. Сергиенко, Н.И. Майстровский.
Учащиеся школы приняли активное участие в районной краеведческой викторине, посвященной 70-летию образования Краснодарского края и 215-летию освоения кубанских земель, где заняли второе место. Члены кружка «Юный патриот» приняли активное участие во всех проводимых акциях «Чью старость утешил, кого осчастливил», «Открытка ветерану», «Ветеран живет рядом». Посещали ветеранов ВОВ на дому, поздравляли с памятными датами, вели поисковую работу. Школа активно сотрудничает с клубом пожилых людей «Станичник», который возглавляет Н.И. Майстровский, совместно с членами клуба проводятся организованные встречи, беседы с интересными людьми, ветеранами ВОВ и труда, чаепития с концертной программой подготовленной силами вокального кружка школы.
В период в 23 января по 23 февраля в школе традиционно проводится месячник патриотической работы, в ходе этого месячника большая роль отводилась военно-спортивным состязаниям, учащиеся 10 – 11 классов приняли участие в районных соревнованиях допризывной молодежи, где в личном первенстве заняли призовые места, а также заняли призовые места в спортивных соревнования по баскетболу в рамках спартакиады «Спортивные надежды Кубани».
9 февраля в СДК « Октябрь» проводился турнир по тяжелой атлетике, посвященный памяти воина интернационалиста, погибшего в Афганистане, Ю. Власова в котором приняли участие представители 4 районов края, учащиеся нашей школы (Беспалый Иван, Поздняк Александр, Запорожец Екатерина, Винник Марианна, Луговский Павел) заняла призовые места. 23 февраля на базе МОУ СОШ № 7 проходил шахматный турнир, посвященный Дню защитника Отечества, который собрал 52 участника с 4 районов края, победителем среди девушек стала ученица второго класса Патрушева Наталья.
Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию в наших детях высоких качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, чувства долга перед старшим поколением.
2. Одним из приоритетным направлением в воспитательной работы школы является спортивно-оздоровительное. В настоящее время руководство Краснодарского края уделяет большое внимание развитию массового спорта на Кубани и вовлечению большого количество детей и подростков в спортивные секции, клубы по месту жительства.
В 2007-2008 учебном году в школе работало шесть спортивных секций (волейбол, баскетбол, футбол, теннис, подвижные игры, пионербол), пять из которых финансировались по краевой целевой программе «Развитие массового спорта на Кубани»». Число занятых учащихся в спортивных секциях составило 78%. За прошедший период увеличилось число учащихся, занимавших призовые места, как на районном уровне, так и на краевом. Наши спортсмены заняли призовые места в соревнованиях по баскетболу, приняли участие во всекубанской спартакиаде по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани», соревнованиях по шахматам как в командных соревнованиях и в личном первенстве, соревнованиях по легкой и тяжелой атлетике. Лучшими спортсмены школы стали:
№ п/п |
Ф.И. ученика |
Вид спорта |
Уровень соревнований |
1. |
Беспалый Иван |
Тяжелая атлетика |
краевой |
2. |
Поздняк Александр |
Тяжелая атлетика |
краевой |
3. |
Патрушева Наталья |
Шахматы |
краевой районный |
4. |
Патрушева Вероника |
шахматы |
краевой районный |
5. |
Луговский Павел |
Тяжелая атлетика |
краевой районный |
6. |
Савченко Сергей |
Легкая атлетика |
районный
|
7. |
Науменко Павел |
футбол |
районный краевой |
8. |
Науменко Денис |
Гиревой спорт |
районный
|
Впервые в районе была организована туриада, в которой приняли участие команда учащихся 10 класса, и заняла первое место. Учащиеся школы с удовольствием принимают участие в традиционных спортивно-оздоровительных мероприятиях «Турслет», «Безопасное колесо», Дни здоровья.
Кроме привлечения учащихся занятием массовым спортом ведется большая работа по формированию здорового образа жизни. Проводятся тематические классные часы, мероприятия, беседы, анкетирования среди учащихся, по вопросам здорового образа жизни. Среди учащихся проведен конкурс рисунков «Дети Кубани против наркотиков», лучшие рисунки направлены на районный конкурс, Науменко Дарья заняла первое место в конкурсе рисунков, посвященном Всемирному дню здоровья. На начало учебного года на учете в наркологическом кабинете за эпизодическое употребление алкоголя стояло 3 учащихся нашей школы, в течение года все были сняты. Настораживает тот факт, что увеличивается число курящих среди учащихся и возраст курильщиков уменьшается, в связи с этим классным руководителям надо проводить активную работу по профилактике курения и употребления алкоголя.
3. В становлении личности учащихся школы большую роль отводит школа нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих способностей, дарований, и талантов.
В течение всего учебного года были сохранены главные традиции школы, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относятся праздник «Первого звонка», День учителя, Кубанская ярмарка, Новогодние праздники, Вечер встречи выпускников, конкурс театральных коллективов, праздник «Прощай, начальная школа», Выпускной вечер. С этого учебного года в начала издаваться школьная газета «Семёрочка», которая способствует развитию самостоятельных качеств учащихся, способность выделять главное и интересное в их школьной жизни.
В 2007-2008 учебном году в школе был открыт класс художественно-эстетической направленности ДШИ (рук. Л.В. Снисарь, С.В. Ковалева, Л.А. Максименко). На занятиях ребята занимались художественным словом, хоровым пением, аппликацией из бумаги. Учителя работающие в этом классе получили благодарность за плодотворный труд от руководства ДШИ.
Активное участие учащиеся нашей школы принимают в различных конкурсах и смотрах.
№ п/п |
Название конкурса |
Результативность |
|
Российские конкурсы |
|
1. |
«С чего начинается Родина» конкурс детского рисунка, посвященный 90-летию восстановления патриаршества в Русской церкви и 725-летию основания Данилова монастыря г. Москвы |
Приняли участие |
|
Краевые конкурсы |
|
2. |
Краевая викторина, посвященная 215 годовщине со дня освоения казаками кубанских земель |
Приняли участие |
3. |
Конкурс патриотической песни |
Лауреаты краевого конкурса |
|
Районные конкурсы |
|
4. |
Конкурс на лучший урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя, степная дочь России» |
Приняли участие |
5. |
«Дети Кубани берегут энергию», конкурс рисунков, сочинений |
Приняли участие |
6. |
«Лидер – 2007» |
Первое место |
7. |
«Мисс – Весна» |
Приняли участие |
8. |
Конкурс рисунков «Всемирный день здоровья» |
Первое место |
9. |
Районная Туриада |
Первое место |
10. |
Конкурс юных пожарных |
Первое место |
11. |
Конкурс на лучший уголок по антинаркотической направленности |
Приняли участие |
12. |
Фестиваль «Неугасимый огонь памяти» |
Приняли участие |
13. |
«Служба спасения 01» |
Первое место |
14. |
Конкурс презентаций «Победа деда - моя Победа» |
Приняли участие |
15. |
Конкурс рисунков, посвященных 65-летию освобождения Крыловского района от немецко-фашистских захватчиков среди детей состоящих на учете в ОПДН |
Приняли участие |
16. |
Конкурс сочинений «Здравствуй мама» |
Третье место |
17. |
Вокальный конкурс «Веселые нотки» |
Первое место |
Большое воспитательное значение имеют экскурсии. В 2007-2008 учебном году учащиеся нашей школы посетили: г. Санкт-Петербург (рук. Проценко М.Е.), г. Новочеркасск (рук. Л.А Максименко, Белоусова Е.Н.), г. Волгоград (рук. Л.А. Максименко, Е.Н. Белоусова), г. Ростов-на-Дону (рук. Л.Б.Сиденко, Л.В.Снисарь, С.П.Гаврик, М.Е.Проценко), посёлок Каменомостский близ плато Лаго-Наки (рук. Л.И. Омельченко, Л.А. Щетина, Н.Н.Косаревская, Е.Н. Белоусова, С.В. Ковалева, М.Е. Проценко).
4. Немалое внимание школа уделяет трудовому воспитанию. Основополагающий идеей этого направления является систематический, совместный созидательный, творческий, социально значимый труд. Учащиеся школы активно принимают участие в субботниках, в озеленении школы, занимаются обработкой посевов на пришкольном участке для удешевления питания, уборке мемориального комплекса, парковой зоны, активно работают в бригаде по ремонту школы. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего поколения.
5. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
С этой целью в школе велась большая работа с родителями. Систематически проводились родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-чаепития). Тематика родительских собраний зачастую выбиралась самими родителями. В течение учебного года проводились и общешкольные родительские собрания на воспитательную тему («Трудные дети и трудное детство», летний отдых и занятость учащихся). Родители совместно с детьми активно участвуют в различных классных и школьных мероприятиях, сопровождают детей на экскурсии и поездки.
6. Правовое воспитание занимает особое место в воспитательной работе школы.
На классных часах классные руководители проводят беседы направленные на профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Классные руководители контролируют посещаемость учащихся, посещают семьи на дому, проводят индивидуальную работу с детьми склонных к правонарушениям, с детьми группы риска. В течение года произошло уменьшение количества учащихся состоящих на ВШПК и группы риска, и на конец учебного года все учащиеся состоящие на ВШПК были сняты с учета по исправлению.
|
2005 - 2006 |
2006 -2007 |
2007 - 2008 |
Группа риска |
|
1 |
|
Учет ОПДН |
|
|
2 |
Учет МКДН иЗП |
|
|
3 |
Число неблагополучных семей |
1 |
1 |
1 |
ВШПК |
|
|
3 |
Число детей проживающих в неблагополучных семьях |
1 |
1 |
3 |
Обращаясь к анализу воспитательной деятельности классного коллектива, можно сказать, что всеми классными руководителям были составлены планы воспитательной работы, где отражены основные направления воспитательной работы: нравственное, эстетическое, патриотическое, профориентационное воспитание. Классные руководители ставили перед собой воспитательные задачи:
1. работа над сплочением классного коллектива;
2. воспитание уважения к себе и окружающим;
3. профилактика здорового образа жизни;
4. тесная связь с семьей, вовлечение родителей в общественную жизнь класса и школы;
и на протяжении всего учебного года успешно их решали.
Большое внимание школа уделяет летней занятости и оздоровлению детей и подростков. На базе школы работало два лагеря с дневным пребыванием (средства ФСС, муниципальный бюджет), оздоровительная площадка, бригада по ремонту школы, учащиеся школы участвовали в обработке посевов на пришкольном участке, уборке кабинетов. Десять учащихся за хорошую учебу получили путевки в оздоровительный лагерь в поселок ЛОО. Процент охвате детей летней занятостью и отдыхом составил 90%.
Анализ воспитательной деятельности школы показал, что в 2007-2008 учебном году педколлективом школы была проделана большая работа по воспитанию учащихся. В течение года на заседаниях МО классных руководителей обсуждались вопросы теории и практики воспитательной работы. Внеурочная деятельность осуществлялась через работу кружков и секций, решая задачи развития творческих способностей детей и проблему их занятости во внеурочное время. Были подготовлены и проведены интересные тематические мероприятия, концерты, спортивные соревнования, акции.
Но наряду с этим выявлены ряд недостатки в воспитательной деятельности школы, к числу которых относятся:
1. Недостаточное взаимодействие семьи и школы в среднем и старшем звене;
2. Не налажена работа школьного самоуправления;
3. Слабая активность учащихся в районных и краевых конкурсах.
Исходя из вышесказанного, в 2007-2008 учебном году необходимо продолжить решать задачи предыдущего года и определить новые такие как:
1. Формировать эмоционально-положительное отношение к учебе;
2. Воспитание стремления у учащихся к ЗОЖ, создание условий для самореализации личности каждого учащегося;
3. Усиление роли семьи в воспитании детей, создание системы всеобуча для родителей.