Родительское собрание

«Перспективные профессии и ориентации учащихся»

Цель:    Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обу­чения.

Задачи:

1.    Дать родителям представление об ориентациях и ценностях уча­щихся.

2. Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.

3.    Показать, какие профессии являются перспективными в совре­менном российском   

                обществе.

Предварительная подготовка

а) Методика «Мои ценности» (изучение ценностей учащихся класса).

Оптимально, если у каждого подростка будет листок, на котором напечатаны инструкция и список ценностей. Если такой возможности нет, прочитайте и разъясните инструкцию, список ценностей напишите на доске. Впрочем, инструкцию надо разъяснять в любом случае.

У каждого учащегося также должен быть чистый листок для от­ветов.

Инструкция для учащихся

На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо.

Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то кажется очень значимым, например, иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то - уверенность в себе, хорошую работу и т. д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны.

Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое значение.

Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши то, что для тебя наиболее ценно в жизни (и сейчас, и в будущем).

Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чём первая ценность. И так далее.

В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце наименее важное.

Список ценностей

1.    Хорошее образование.

2. Хорошая работа и карьера.

3.    Счастливая семья.

4. Слава.

5.    Деньги, богатство.

6. Дружба.

7.    Достижения в искусстве, музыке, спорте.

8.    Уважение и восхищение окружающих.

9. Наука как познание нового.

10.   Хорошее здоровье.

11.   Уверенность в себе и самоуважение.

12.   Хорошая пища.

13.   Красивая одежда, ювелирные украшения.

14.   Власть или положение.

15.   Хороший дом, квартира.

16.   Сохранение жизни и природы на Земле.

17.   Счастье близких людей.

18.   Благополучие государства.

Обработать этот небольшой массив данных можно с помощью таблицы.

 

Ценности

Номер ценности в ответах детей

Сумма номеров (ранг)

Хорошее образование

1,5,4...

 

Хорошая работа и карьера

4,2,12...

 

Счастливая семья

7,1,1...

 

•••

 

 

 

Графу «Ценности» составляет список, с которым работали дети.

В графу «Номер ценности в ответах детей» вносятся те номера (места), на которые поставили эти ценности подростки в своих ответах. Если, например) в этой методике принимали участие 20 учащихся, то напротив каждой ценности должно стоять 20 разных номеров.

Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, сто­ящих напротив каждой ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для подростков вашего класса (группы).

Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей, поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеровав ответах подростков эта ценность за­нимала первые места).. На второе место ту, которая имеет следующее наименьшее значение. И так далее. На последнем месте, естественно, будет ценность с наибольшей суммой номеров. Это значит, что ребята ставили ее в своих выборах на последние места.

б) Методика «Престижные профессии».

Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:

1. Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии, это...

2. В будущем я, наверное, получу профессию ..., потому что ...

в) Подготовить (тиражировать) для родителей следующие списки:

- список профилей, которые будут в школе в 10-11-х классах;

- список учреждений начального профессионального образования (колледжей), которые находятся в их городе (округе, районе): кратко указать специализацию этих колледжей и условия приема;

- список близлежащих школ с указанием их профилей обучения.

Ход собрания:

I. Водное слово классного руководителя.

Сегодняшнее собрание посвящено такой проблеме: наши дети-под­ростки уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, пред­ставления о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование.

Однако учащиеся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения успеха. Впрочем, эти вопросы настолько сложны, что и немногие взрослые знают на них ответы. Да­вайте сегодня поговорим об этом.

II. Анализ результатов методики «Мои ценности».

Реальные жизненные ценности - основа воспитания, без их тща­тельного изучения и знания невозможно воспитывать молодежь. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать толчок к духовному саморазвитию.

Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса. (Классный руководитель анализирует результаты прове­денной им методики. Далее приводятся полученные нами результаты. В каждом конкретном случае они могут немного отличаться.)

Ответы учащихся показали, что наиболее значимой ценностью для подростков является хорошее здоровье: большинство опрошенных поставили эту ценность на первое место. Второе место уверенно зани­мает счастливая семья. Далее идут хорошее образование, дружба, хорошая работа, карьера, счастье близких людей.

При обсуждении этих результатов с подростками выяснилось, что абсолютное большинство мечтает о хорошей работе, карьере в буду­щем и счастливой семейной жизни, а хорошее здоровье и образование нужны им как средства для достижения этих целей, т. е. их выбор несет в себе рациональные пути самоопределения. Главное же для них - это достижение успеха собственными силами, с помощью интеллекта и настойчивости.

В большинстве исследований подтверждается ценность семьи, счастливой семейной жизни. В последние годы неизмеримо выросла ценность здоровья. Она является значимой для подростков, так как хорошее здоровье может стать средством достижения высокого мате­риального благосостояния, является основой для профессиональной карьеры. Нельзя также забывать, что подростки высоко ценят счаст­ливую семью, хорошее образование и хорошую работу.

Мы видим также, что усиливается прагматизм, стремление к Ма­териальному достатку среди подростков, однако эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план традиционные ценности нашего общества.

III. Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация».

В процессе профессионального самоопределения необходимо осо­бое внимание обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, и самое главное - повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсут­ствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в ра­бочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков такие ка­чества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.

Многие педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы про­фессиональной ориентации молодежи (Поляков В.А., Чистякова С.Н., 1993, Митина Л.М., 1998, Пряжников Н.С., 1996, Климов Ё.А., 1996 и др.), подчеркивают необходимость подготовки в современных обще­ственных условиях высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом и конкурентоспособностью.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-эко­номические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той же специальностью. Предстоит пос­тоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпри­нимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции «свободного носителя» со­циальных услуг.

Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики сов­ременной социальной ситуации, которые необходимо учитывать сов­ременному старшекласснику при выборе профессии:

-     динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;

-     смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это зна­чит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессий, а несколькими смежными профессиями.

Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необхо­димо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного про­фессионального обучения является развитие у учащихся заинтересо­ванности и потребности в самоизменении.

IV.       Анализ результатов методики «Престижные профессии».

Классный руководитель приводит обобщенные результаты, рас­сказывает родителям, какие профессии учащиеся считают наиболее престижными на сегодняшний день, какие профессии выбирают (пусть пока и предварительно) их дети и по каким причинам.

V.        Информация для родителей «Перспективные профессии и современная социальная ситуация» (данный материал составлен на основе современных социологических исследований).

Большинство подростков хотят иметь интересную и высокоопла­чиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это - не знают. Им явно не хватает информации о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненны­ми целями.

Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся) ориентируются на получение профессий, предполага­ющих средний и высший уровень профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по профессиональным сферам получается следующим; 1) финансово-экономическая деятельность; 2) юридическая, правоведческая; 3) культура, наука, образование, здравоохранение; 4) архитектура, дизайн, художественное творчество; 5) торговля, коммерция; 6) государственное управление; 7) инженерно-техническая деятельность; 8) промышленное производство - 9%.

Как видно, доминирующие профессиональные приоритеты молоде­жи связаны, в первую очередь, с финансово-экономической и правовой сферами деятельности.

Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов сферы промышленного произ­водства. Так, среди специалистов резко возросла потребность в инже­нерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предпри­ятий на руководителей среднего звена, начальников производств, це­хов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям.

Экономист, юрист - знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продол­жают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий (спроса) и по­явление безработицы среди выпускников, имеющих данные специаль­ности. В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становится все большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что минимизирует реальные воз­можности их трудоустройства по имеющейся профессии.

Поэтому очевидно; что для разрешения противоречия между про­фессиональным выбором учащихся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с та­ких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специа­лист, менеджер, юрист, на более реалистичные, пользующиеся спросом профессии, а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и др.

Как видим, выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается выпускниками сред­них школ, исходя из идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему времени стала широко доступной в большинстве городов страны.

VI. Заключительное слово классного руководителя.

В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Родителям желательно обратить внимание на развитие личности подростка в целом. При этом нужно опираться на ценности совре­менных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверж­дения и самовыражения.

Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее образование, развить необходимые качества личнос­ти. Родители и педагоги получают при этом возможность позитивного влияния на развивающуюся личность подростка: помогают подростку в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом.

Исключительно важно формировать у учащихся: во-первых, граж­данские и нравственные ценности, во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социаль­ной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения.

Особое внимание нужно обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, эмоциональной устойчи­вости, заинтересованности и потребности в самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий и к пе­реквалификации и самое главное - повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Также желательно, чтобы подростки при­обретали опыт профессиональной деятельности.

Классный руководитель обращает внимание родителей на списки учебных заведений (список профилей в школе, школ и колледжей), ко­торые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребёнка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.

 

Назад

Hosted by uCoz