Краевая научно-практическая конференция «Эврика» Малой Академии наук учащихся Кубани.

 Россия, Краснодарский край, Крыловский район, ст. Октябрьская, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

 

Изучение народной культуры Руси, как фактор социализации молодежи.

 Выполнила работу: Ковалева Елена Николаевна, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7, 10 класс.

Научный руководитель: Ковалева Светлана Викторовна, учитель музыки и МХК муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №7.

Аннотация

        В настоящее время современное общество столкнулось с такой проблемой, как отсутствие у молодежи интереса к прошлому своей страны, семьи, к своим обычаям историческим корням. Западные молодежные субкультуры негативно влияют на умы подростков. Утрата интереса к отечественной культуре может привести к разрыву молодежи с духовно-нравственными ценностями. Актуальность этой работы заключается в воспитании патриотизма, любви к своей культуре и искусству, духовному развитию молодежи. Для написания использовано энциклопедическая, монографическая, научно-популярная литература. Методологической основой данной работы является культурология, социология, объективность, использования частично-поискового, развивающего, игрового, интерактивного метода. Практическая значимость работы в том, что дана последовательная картина приобщения подростка к народной культуре Древней Руси, будучи одной из составляющих культурного наследия русского народа.


 

Оглавление                                                                                                                                               

Введение……………………………………………………………………………………………………….2

Основная часть………………………………………………………………………………………………..3

Заключение…………………………………………………………………………………………………….6

Список использованной литературы………………………………………………………………………7

Приложения к научно-исследовательскому проекту…………………………………………………

Введение

Когда речь заходит о России, можно услышать самые разнообразные мнения о ее культуре, о ее прошлом, настоящем и будущем, о чертах и особенностях народа, о загадочности русской души. В наши дни о культуре говорят и пишут много. По радио и телевидению, в уличной толпе и в общественном транспорте, в речах государственных деятелей то и дело раздаются сетования на упадок отечественной культуры, призывы к ее подъему. Народная культура всегда выступала, как средство воспитания, средство нравственного духовного, социального совершенствования человека. Она доставляет эстетическое удовольствие и призвана быть «учебником жизни». Сказки, былины, обрядовые песни, танцы, кухня - все это дает возможность формировать личность исторически укорененную в русской почве, - противовес тенденциям обезличивания и глобальной примитивизации сознания людей, а особенно подрастающего поколения. Без прошлого нет будущего. Вот почему все чаще и чаще в газетах и журналах обращаются к любителям фольклорного искусства, заинтересовать молодых людей, проявить внимание к русским праздникам, песням и музыке. Музыкальный фольклор воздействует на нравственный кругозор, чувство причастности к народу и его истории путем яркого психоэмоционального воздействия. Нельзя быть по настоящему благовоспитанным, доброжелательным, не зная истории родной культуры. Ведь она связующая нить между поколениями. Кризисная ситуация в современной России пагубно влияет на детей и подростков, порождая проблему безнравственности, отсутствия морали. Телевидение так же оказывает негативное воздействие на умы молодого поколения. Изобилием иностранных мультфильмов художественных фильмов и музыкальных клипов культивирует алчность, жестокость, самолюбие, эгоизм – все то, что может разрушить не окрепшую детскую психику. В современном мире нас уже давно не удивляют такие молодежные субкультуры, как «готы», «хиппи», «эмо», «растаманы», «рейверы», «скинхеды». А ведь по сути это наносное, пришедшее к нам из-за рубежа. Эти молодежные направления культивируют все дозволенность, отсутствие всех правил, общепринятых в нормальном обществе. И это, к сожалению, привлекает нашу молодежь… В результате  социальной переориентации на новые ценности, так называемые «эгоценности», происходит отрыв подростка от своих духовно-нравственных корней. В конечном счете, возникает опасность формирования «потерянного» молодого поколения. В качестве одного из путей преодоления духовного и нравственного кризиса можно использовать проявление интереса к русской старине. Изучение мифологии, календарных и обрядовых песен, славянских праздников, поэзии, народных верований, в творчестве русских композиторов, сюжетах народной мифологии, в полотнах великих русских художников и произведениях русских поэтов и писателей. Все это несет в себе не только историческое познание, но и мало пока используемые возможности в духовно-нравственном воспитании молодежи. Нужно разбудить в молодых людях 21 века генетическую формулу русского человека, найти ключ к их сердцу и душе. Таким образом, мы провели научно-исследовательскую работу по приобщению подростков к родной культуре и искусству.

 

Основная часть

                 В поисках путей решения этой проблемы нами проведена научно-исследовательская работа. Исследование проводилось в МОУ СОШ №7 ст. Октябрьской, путем социологического опроса подростков из 8-9 классов в количестве 56 человек.

Цель исследования: определить причину недостаточной осведомленности о традициях, обычаях и праздниках. Проконтролировать процесс овладения подростками социальных ценностей и норм.

В качестве опытной группы взяты ребята 8 класса в количестве 28 человек и контрольной группы – 9 класса в количестве 28 человек.

План работы

1.       Социологический опрос (приложение 1)

2.       Последовательное изучение народной культуры Руси.

3.       Контрольный социологический опрос.

4.       Выводы.

Цель социологического опроса: узнать, как относятся подростки к русской народной культуре (песням, музыке, устному народному творчеству), какие идеалы и ценности присущи современной молодежи, и как может повлиять славянский фольклор на мораль и нравственность молодого поколения.

Результаты первого социологического опроса

 

              Полученные данные позволили нам сделать следующие выводы: 46% - считают народную культуру скучной и старой. 44% - ответили, что идеал молодежи «тусовка на своей площадке» с определенными правилами и законами. И только 10% - думают, что если будет осуществлена массовая пропаганда нашей культуры со своими традициями праздниками, только тогда возможно повлиять на мировоззрение молодежи (приложение 2). Версия о том, что молодежные субкультуры могут повлиять на моральные ценности подростков, среди опрашиваемых учащихся не подтвердились, хотя есть ребята, которым нравятся эти молодежные течения. Таким образом, мы начали поэтапное изучение народной культуры Руси, чтобы определить можно ли подростка заинтересовать стариной и изменить его мнение о смысле жизни. Для этого опытной и контрольной группам был предложен ряд заданий, где они должны продемонстрировать свои знания и творческие способности.

              Изучение народной культуры Руси проводилось поэтапно, последовательно, нетрадиционными методами и приемами. 1 этап – «моя родословная». Наши предки – древние славяне относились к роду, как к чему-то могучему, вечному. Каждый человек чувствовал свою принадлежность к роду. И каждый чувствовал свою ответственность перед потомками. Поэтому люди стремились прожить жизнь достойно. Сейчас много говорят о том, что современные люди потеряли стыд и совесть, забыли о том, кто были наши предки, стали, как принято говорить, «Иванами, родства не помнящими». Так ли это?! Опытной группе – учащимися 8 класса было предложено провести частично-поисковую работу своей родословной (приложение 3). На классном часе «круглый стол» (приложение 4) опытная группа вместе со своими родителями поделилась фамильными родословными. Контрольная группа 9 класса организовала выставку работ, где представлены фотографии членов семьи, родственников, краткие биографии их прабабушек и прадедушек. 2 этап – «Славянская мифология». В народной культуре Древней Руси большое значение имела мифология. Современные подростки, к сожалению, мало знают о древнейших верованиях своих предков. А ведь представления о Яриле, Свароге, Перуне или духах – домовом, лешем, русалках продолжают в какой-то мере жить в обычаях, обрядах и по сей день. Чтобы лучше разобраться в мифологии учащиеся контрольной группы подготовили доклады о традициях и обычаях древних славян. А опытная группа показала мультимедийную презентацию о русских художниках: В. Васнецова, Н. Рериха, К. Васильева, которые в своих полотнах «Баба Яга», «Богатыри», «Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая», «Бой со Змеем», «На Калиновом мосту», отразили сюжеты народной мифологии. Немаловажное значение в устном народном творчестве и народной культуре играют былины, сказки. Сказочников и певцов-сказителей во времена «глубокой старины» называли «баянами». В настоящее время вышли сборники мультфильмов о былинных героях «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Ребята опытной контрольной группы, просмотрев эти мультфильмы и художественный фильм «Русь изначальная», собрались на блиц-турнир (приложение 5). Учащиеся обсуждали значимость былинных героев, патриотизм, мужество, любовь и милосердие – все то, что формирует личность человека в обществе. 3 этап – «Быт предков». Ребята опытной группы познакомились с русской избой, обстановкой, кухонной утварью, а учащиеся контрольной группы – с одеждой древних славян. Обеим группам было предложено творческое задание: «какую старинную мебель и посуду вы бы поставили в современную квартиру?», Мода – «осень – зима в народном стиле» (приложение 6). Заметим, что ребята справились с этим заданием и подошли к нему творчески. В современной квартире, обязательно, на кухне должны быть лавки, но современного дизайна, а в спальне шкаф, похожий на сундук. Платья и рубашки должны быть из натурально материала (лен, хлопок, шерсть) с вышивками на рукавах.

               Многие христианские обряды, как по времени, так и по действу сливались с языческими. Наиболее известные обрядовые праздники – Коляда, масленица, купала. Эти праздники очень зрелищные и, в тоже время, имеющие познавательное и воспитательное значение. В целях заинтересовать подростков к русским традициям и обычаям были проведены фольклорные мероприятия с участием опытной и контрольной групп. Запомнился обряд колядование – опытная группа разыграла театральное представление колядок и вождения «козы», ребята пели щедровки, колядки, хвалебные песни (приложение 7). И конечно обрядовые блюда. Дети с удовольствием ели собственноручно испеченные пряники, печенье, а также кутью и узвар. Интересный обряд показали ребята контрольной группы – прыжки через костер на праздник «Купала» (приложение 8). Посиделки в старину были, особого рода, нынешней «дискотекой». Следует учитывать то, что посиделки были тесно связаны с продолжением рода. С древнейших времен игры и хороводы, танцы и песни начинали выявлять наиболее сильных, ловких, умелых и добрых. Одновременно с возможностью показать себя с лучшей стороны, на посиделках, так же представлялась возможность приглядеться к избраннику или избраннице. Это очень заинтересовало учащихся. Обеим группам было предложено провести современные посиделки – «вечерки». Ребята оборудовали актовый зал под русскую избу, одели русскую народную одежду, нашли народную музыку в современной обработке. Группы водили хороводы, играли в народные игры «Ручеек», «Курилка», «Хоровод Путанка». В сопровождении цифрового фортепиано, учащиеся пели народные песни «А мы, просо сеяли», «Кострома», слушали запись концерта Государственного ансамбля Белоруссии «Песняры», рассказывали русские народные сказки (приложение 9).

             Еще в старину люди пытались обезопасить себя от неудач, болезней и зла. Это стремление является столь же древним, как и человек. Появились обереги, талисманы – предметы, наделенные тайными магическими силами. Оказывается, простая матрешка не просто игрушка. Это своеобразный древнеславянский талисман. Считалось, что выстроенные «по росту» матрешки не только приносят удачу, но и заботятся о том, чтобы в семье всегда было счастье и любовь. Учащиеся опытной и контрольной группы самостоятельно изготовили из бумаги матрешек, которые, в последствие забрали к себе домой в качестве талисманов (приложение 10).

              В состав святочных обрядов, до Крещения, с древних времен и по сей день, популярны гадания. Это весьма живучий пережиток язычества. Люди устраивали простые магические ритуалы, где можно заглянуть в будущее. Девочки опытной контрольной группы приняли участие в таких гаданиях, как «Гадание по кольцу» и «Гадание с зеркалом» (приложение 11).

               Заключительным этапом работы было слушание оперы «Снегурочка» русского композитора Н.А. Римского-Корсакого, который отразил в своем творчестве поэзию народных верований. Учащиеся обеих групп воплотили в своих рисунках музыкальный образ героев оперы, характер русской души (приложение 12).

              Во время научно-исследовательской работы уже наблюдались изменения в рассуждениях учащихся о народной музыке, былинах, мифологии. Ребята в начале пассивно, а затем с интересов увлеклись мероприятиями, которые мы им предложили.

Был проведен повторный социологический опрос. Опытная группа учащихся 8 класса ответила на заданные первоначально вопросы. Были получены такие результаты: 91% - заинтересовались народной культурой, и хотели бы продолжить подобное изучение дальше. А в школе ввести традицию проводить фольклорные праздники и посиделки. 100% учащихся думают, что только свои, русские культурные традиции, крепкая семья дают возможность стать личностью, с нормальными взглядами на жизнь. 78% подростков считают, если будет больше демонстрироваться фильмов, передач, концертов, пропагандирующих нашу культуру и здоровый образ жизни, молодые люди отвлекутся от западных культур (приложение 13).

Результаты повторного социологического опроса

(опытная группа)

 

 Для достоверности результатов работы мы провели этот же опрос и с контрольной группой из 9 класса. 90% учащихся предложили в станице на стадионе провести фольклорный праздник «Масленица». Им понравились все нетрадиционные формы изучения народной культуры. 82% - пересмотрели свои взгляды на общество, задумались о смысле жизни, как выжить в мире зла и насилия и остаться честным, морально-устойчивым человеком. 80% подростков считают, что именно народные устои, традиции, обычаи смогут создать почву для формирования личности и социализации молодежи (приложение 14).

Результаты повторного социологического опроса

 (контрольная группа)

 

 

Заключение.

У нас есть все основания полагать, что благодаря такой методике, через осознание себя частью страны и рода, молодежь придет к осознанию себя частью общества в целом. Сумеет найти в нем свое место и внести достойный вклад в продолжение исторического наследия культуры России. Хочется отметить, что Россия, не смотря на великие трудности, большие потери и беды, тянется к свету народной мудрости и духовному возрождению. Мы думаем о том, что не все потеряно, что как бы не забивали нам голову «иностранщиной» все равно современные мамы напевают младенцам «Баюшки, баю…», на праздниках мы поем частушки, в армии современные солдаты строем идут под «Соловей, соловей – пташечка». Мы считаем, что если человек хоть на миг прислушается к голосу своей души, осознает свое место в жизни, задумается о свое участии в деле восстановления духовности нашего народа, то это уже будет великим достижением


 

 

Список использованной литературы.

1.       Велесова книга М.-К.: «Русская правда» 2004г.

2.       Введение в социологию (А.И. Кравченко) М. : «Новая школа» 1995г.

3.       Диалог о культуре (С.Н. Иконникова) СПб.: «Лениздат» 1987г.

4.       Краткий словарь по социологии (Э.М. Коржева) М.: «Политиздат» 1988г.

5.       Культурология (А.С. Кармин) СПб.: «Лань» 2004г.

6.       Мир славянских богов (В.С. Казаков) М.-К.: «Русская правда» 2005г.

7.       Педагогический вестник Кубани №,№3,4; Краснодар: «Перспектива образования» 2005г.

8.       Психологические словарь (В.И. Берлов); Краснодар: «Советская Кубань» 2001г.

9.       Русские народные сказки (Н.Будур) М.: АСТ «Астрель» 2004г.

10.   Читаем, учимся, играем. №,№ 1-12; М.: «Либерея-БИБЛИОПРИНТ» 2007г.

Языческая мифология славян (Т.А. Волошина); Ростов н/Д: «Феникс» 1996г.

Назад

Hosted by uCoz