З

Районная   научно-практическая  конференция  школьников   «Эврика»

Россия,  Краснодарский край,  Крыловский район, ст.  Октябрьская, муниципальное общеобразовательное  учреждение  средняя  общеобразовательная  школа №  7

                                                                 Земля отцов-  моя земля

 

 

Беспалый  Константин Васильевич, муниципальное  общеобразовательное  учреждение  средняя  общеобразовательная школа № 7,  4  класс

Научный  руководитель:  Гаврик  Светлана Павловна,

Учитель начальных  классов муниципального  общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы  №  7

                                                                   Аннотация

История  родного края,  станицы в  наши  дни  вызывает большой интерес .  На Кубани  этот  интерес  направлен  на  изучение  кубанского казачества, его традиций, обычаев,  исторических  корней. Это  необходимо  для  укрепления  связи поколений  и  нравственного воспитания молодежи.

Данная  работа знакомит  с жизнью  кубанской  казачьей семьи, с  тяжелой долей простого казака. Актуальность  данной  работы  заключается в том, что она поможет воспитывать  любовь к своей  семье, роду, станице, родному   краю,  Отечеству.

Для написания  работы использованы архивные  документы Екатерининского казачьего  войска,  история  казачьего рода  семьи Ксёнза  Ивана  Лукича, очерк «История создания  колхоза «Октябрь»» ( автор  Иван  Панкратьевич  Щербак), историческая справка  станицы  Ново-Михайловской   государственного  архива  Краснодарского края.  Практическая  значимость работы в том, что в ней  представлена история Екатерининского казачьего войска и история  жизни  казака Ивана  Лукича Ксёнза.

 

                                                                 Оглавление

I.Введение

II. Основная  часть:

1.       История создания казачества на Кубани.

2.       Родословная  семьи  Ксёнз.

III.  Заключение.

IV.  Список   литературы.

V.  Приложение.

                                               Введение

Народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом, оно всегда находится в состоянии непрерывного исторического изменения, наполняется новым смыслом в жизни каждого нового поколения. Тысячи тончайших нитей связывает каждого человека со своим Отечеством, формируют из него духовно- богатую личность. Родина – это живая действительность, реальные люди, события. Мы должны ощутить себя в Родине, а Родину – в себе, изучать и впитывать все ее щедроты, а затем вернуть свою любовь и знания родному краю сторицей.

Понятие « край» относительное. Это может быть знакомство с документами определенного исторического периода или  встреча с земляками – кубанцами. Наша работа знакомит с жизнью кубанской казачьей семьи, которая  свято хранит  историю своего рода, начиная с начала  XIX века.

Цель работы: 

- воспитывать преемственность поколений;

- развитие интереса к истории   малой родины;

Воспитание у учащихся  чувства  любви  к  родным  местам,  Отечеству, стремления  к умножению  его могущества, величия  и славы.

                                                     Здесь каждый шаг в душе рождает

                                                      Воспоминанья прежних лет.

                                                                                        А.  С. Пушкин

Народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом, оно всегда находится в состоянии непрерывного исторического изменения, наполняется новым смыслом в жизни каждого нового поколения.

Родина –  это живая действительность, реальные люди, события, и мы должны помочь ощутить себя в родине, а Родину – в себе, изучать и впитывать все ее щедроты, а затем вернуть свою любовь и знания родному краю сторицей.

Первые вольные казаки появились на Кубани более 300 лет назад.

После окончания русско – турецкой ( Крымской ) войны 1787 – 1791гг. образовалось Екатерининское казачье войско. Оно располагалось по среднему и нижнему течению реки Кубань . Затем это войско переименовали в Кубанское казачье войско. Оно было сформировано из Черноморского казачьего войска – потомков казаков Запорожской Сечи. Это были самые воинственные казаки, которые имели очень большой опыт, приобретенный в боях с турками – татарами не только в оборонительных, но и в наступательных сражениях. Они вели героическую борьбу против польско – литовских и украинских феодалов – Речи - Посполитой на Украине, во время Крестьянской войны под руководством Степана Разина ( 1667 – 1671гг.), Булавинского восстания ( 1707 – 1709гг). В 1709г Петр I   ликвидировал Запорожскую Сечь. Часть казаков переселилась в турецкие владения, где образовали Задунайскую Сечь. Из оставшихся в русском подданстве казаков в 1787 году было образовано Черноморское казачье войско. Казаки Черноморского казачьего войска начали расселяться по реке Кубань с 1792года по приказу – указу императрицы Екатерины 2, тем самым укрепляя границы Северного Кавказа.

К концу XIX века в России образовалось одиннадцать казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Семиреченское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское.

Кубанское казачье войско в 1860 году состояло из 22 конных полков, 3 эскадронов, 13 – ти  пеших батальонов, 5- ти батарей.

Во время первой мировой войны 1914 года, Кубанское казачье войско выставило 37 конных полков, один дивизион, две гвардейских сотни, 22 пластунских батальона, 6 батарей, 49 различных сотен -  всего 90 тысяч человек. Кубанское казачье войско просуществовало до 1920 года, затем было упразднено советской властью. Казаки были надежной охраной Российского государства, кубанские казаки были личной охраной царя.

 

Царское законодательство о казаках.

С 18 лет казаки обязаны нести службу 25 лет. По закону, как только в семье рождался мальчик, ему выделялась земля, до 30 десятин пожизненно. По приданию -  родившемуся мальчику клали у изголовья буханку хлеба, шашку и кинжал. Хлеб, чтобы был хлеборобом, шашку и кинжал, чтобы был защитником своего отечества, своей родины.

В три года мать выводила  мальчика во двор в звездную ночь и говорила ему, указывая на звезды, что это твои братья и сестры, чтобы он стал  сплоченным дружбой, предан своей семье, родственникам, друзьям.

В пять лет мальчику дарили жеребенка, чтобы он привыкал к нему, пас, купал, крепил с ним дружбу и понимание.

В 17 лет казачку справляли амуницию, снаряжение и отправляли в учебный центр на один год со своей лошадью для подготовки к казачьей службе.

По окончании подготовки ему присваивалось звание казак. В 18 лет – он уже казак, несет службу в гарнизонных казачьих войсках.

                                         Родословная семьи  Ксёнз.

Все данные, указанные выше, относятся к истории всего казачества. А мне бы хотелось рассказать об истории одного древнего казачьего рода – казачьей династии  Ксёнз. К сожалению многие из нас не знают своей родословной. Мне посчастливилось познакомиться с одним очень интересным человеком, который рассказал  историю своей семьи – это Ксёнз Иван Лукич. Он очень скромный человек, поэтому не сразу согласился поведать историю жизни своей семьи, говоря о том, что особенно рассказывать не о чем, семья как семья, как и у многих наших станичников. Но когда Иван Лукич показал собранный материал, который ему удалось сохранить о своей семье, начиная с 18 века, мы очень были поражены и удивлены. Как бережно, с особой нежностью Иван Лукич рассказывал о каждой фотографии, о каждом документе, которые еще раз подтверждали, какие интересные  люди живут рядом с нами, как мало мы знаем о тех,  кто строил наше мирное спокойное будущее. Слушая Ивана Лукича, мы не заметили, как быстро прошло время. Перед нами пролетели почти два столетия, одни события сменяли другие, причем все эти события тесно связаны с историей не  только нашего края, но и страны. Наш собеседник бережно хранит эти реликвии не для общего обозрения, а для своих внуков и правнуков.» Шоб помнылы, видкиль воны родом», - тихо проговорил нам Иван Лукич. 

Родоначальником этой династии является Ксенз  Иван Андреевич. Родился в 1835 году. Потомок Черноморских казаков, выходцев из Запорожской Сечи. Его предки были переселены царицей Екатериной 2  на кубанские земли. Они осели  в поселке Михайловском станицы Кисляковской  Уманского войскового  округа Ейского военного отдела.

Жена Ивана Андреевича – Мария Саввична Бердиус. В семье Ивана Андреевича и Марии Саввичны родилось одиннадцать детей, среди них был отец  нашего знакомого – Лука Иванович Ксенз. Он родился в 1882 году. В 1906 году Лука Иванович был призван в армию в город Баку и направлен к месту боевых действий с Китаем. Он нес службу в первом кавказском казачьем корпусе, который был расквартирован в городе Порт – Петровске в Дагестане. В 1909 году, демобилизовавшись, Лука Иванович женился на  Оксане Митрофановне,  урожденной Беспалой. Семья Луки Ивановича была такой же многодетной, как и у отца, 7 сыновей и 3 дочери. Семья относилась к среднему классу. Родители имели достаточно земли и скота, все от мала    до велика  трудились от зари до зари. Все хозяйственные проблемы семьи ложились на плечи  Оксаны Митрофановны и детей. В августе 1914 года началась Империалистическая война. Самую здоровую часть населения станицы забрали на фронт. В течение трех лет войны царская армия подобрала почти всех здоровых мужчин. Хозяйство легло на плечи стариков, женщин, подростков и быстро стало приходить в упадок. К 1917 году уже большая часть хлеборобов – бедняки, маломощные середняки были не в состоянии сами пахать и засевать землю.  В 1918 году  корпус, в котором служил Лука Иванович, погрузили на корабли и направили на подавление восстания в  город Астрахань. Но революционно настроенные казаки заставили пришвартовать корабли в городе Гурьеве. Революционное положение в стране не давало полной картины жизни для вольных казаков. Трудно было принять какое – либо решение. Стоял лишь один вопрос: Как жить дальше? Казаки первого кавказского казачьего корпуса принимают решение идти домой по своим станицам.

В годы революции и Гражданской войны в кубанском крае действовало самостоятельное казачье правительство,  не  подчинявшиеся  сначала буржуазно – демократическому временному, затем большевистскому и белогвардейскому режимам. Почти три года – с апреля 1917 по март 1920 года- оно находилось у власти, провозгласив свой  особый путь.

За это время сменилось три атамана и несколько председателей правительства. Причиной «министерской чехарды» были разногласия между Черноморскими и линейными казаками. Но судьба Кубани теперь решалась на фронтах Гражданской войны. За годы кровопролития казачество пришло к выводу, что плохой мир с большевиками лучше доброй ссоры. В марте 1920 года на Кубань пришла Красная армия, руководимая большевиками. Солдаты Белой армии  уходили, вместе с ними уходила часть казаков.

Лука Иванович возвращается в станицу, где его ждет семья, разрушенное хозяйство. В станице появляются новые люди, переселенцы. Казаки почитали себя коренными жителями, на пришедших из русских губерний иногородних людей смотрели косо. В результате  уравнивания иногородних с казаками хозяйство кубанского казака уменьшилось. Большую семью прокормить было очень трудно, приходилось трудиться вместе с детьми день и ночь. Но большую часть урожая приходилось отдавать для голодающих городов и сел страны.  В нашей станице тогда собирали один – два пуда зерна с десятины – меньше, чем сеяли. Но государству обязаны были отдать все, что считали излишками, которых у многодетных  семей не было, оставляя семью практически на голодную смерть.

Что же касается казачества, то оно как зажиточное, свободолюбивое сословие – перестало существовать. Недаром 20 – 30 годы 20 века в истории Кубани называют периодом « расказачивания».

1929 год – время сплошной коллективизации сельского хозяйства. Снова на долю крестьян и станичников выпадает страшное время. Лука Иванович вступает в колхоз. Многие станичники не понимают такого решения, осуждают, угрожают. Но новая власть  непокорных выселяет, жестоко расправляется с « зажиточными» казаками. Для того чтобы сохранить семью, скот, птицу  Лука Иванович идет на все условия новой власти. Ксения Митрофановна поддерживает мужа. Только – только колхозы становятся на ноги, снова  стране угрожает серьезная нехватка продовольствия. По всей стране было введено нормированное распределение хлеба. Население голодало. Голод пришел и в станицу Ново – Михайловскую. Здесь нужно отметить, что станица Кисляковская полностью вымерла от голода, в том числе и родственники семьи Ксёнз. Ксения Митрофановна не опустила руки, из последних сил она поднимала своих старших детей и вела их на поле искать мышиные норы, в которых хранились запасы зерна

. Надо сказать, что зима 33 года выдалась очень суровая. Рыли на полях мерзлую свеклу, корни растений. Вход шло все, чем можно хоть как то утолить голод. Трудное это было время, но семья Ксёнз выжила, а самое главное, что матери удалось сберечь и сохранить свою семью, своих детей до грозного 1941 года. Подвиг матери, взрастившей, воспитавшей, сохранившей своих детей будет вознагражден. 26 июня 1946 года Ксении Митрофановне был вручен Орден материнской славы 1 степени. Женщина еще не знала, что в этой жестокой  войне погибнет ее сын  Алексей 1917 года рождения. Родители по праву гордились своими  сыновьями. Иван Лукич показал нам книгу «Таллин в огне». Эту книгу написал И. Д. Ступиченко  -помощник командира пулеметного взвода 46 стрелкового полка, командир Алексея Лукича. В этой книге автор пишет об особой храбрости пулеметчика Алексея Ксенз ( стр.343). До победы он не дожил, погиб в 1941 году на острове Ээль  в  Эстонии.

 Федор Лукич 1919года рождения служил  вместе со своим братом Алексеем в Эстонии на острове Ээль, также погиб в 1941 году. Был пограничником – радистом.

Василий Лукич 1910 года рождения – участник ВОВ. После войны поднимал разрушенное хозяйство, работал на полях родного колхоза. Умер в 1983 году.

Михаил Лукич 1923 года рождения – участник ВОВ, полковник запаса. Умер в 1996 году в городе Харькове.

Меньшие сыновья Иван и Гавриил не принимали участия в Великой Отечественной войне по своему возрасту, но они активно помогали сестрам и односельчанам по хозяйству, когда взрослое население рыло окопы. Дети смотрели за малышами, работали в поле прицепщиками, пасли скот, собирали в поле колоски. Рано началась трудовая деятельность мальчишек. Любовь к труду, привитая родителями, помогла мальчикам выжить в годы войны и послевоенное время.

С особым трепетом Иван Лукич рассказал нам о том, как он вместе со станичными мальчишками и девчонками учились в школе. В 1936 году  Ваня пошел в Ново – Михайловскую среднюю школу № 14. Показывая свои школьные тетрадки, Иван Лукич на время, забыв про нас, задумался. На лице появилась для нас необъяснимая грусть, глаза заблестели, и нам показалось, что вот – вот брызнут слезы.  Потом он собрался с мыслями и снова продолжил свой рассказ…

Учиться в военное время было трудно. Листая тетради, мы заметили, что числа, проставлены  как – то хаотично. И тут же задали вопрос: Почему? Дело в том, что во время оккупации, дети по  полгода не посещали школу.  Конечно,  потом не очень хотелось браться за перо. Но учителя были очень убедительны в своих доводах по поводу учебы. Учиться надо для победы. В одной тетрадке Ивана Лукича по арифметике ( 1943г.) мы нашли короткие четыре слова « Все для победы». Эти слова вдохновляли детей учиться лучше, потому что каждый ребенок ждал возвращения с фронта своего отца, деда или брата. Больше всего хотелось быстрее стать взрослыми и идти воевать против фашистов для того, чтобы ускорить победу.

Иван Лукич закончил 8 классов в 1944году. Пошел работать в колхоз.

Ох, как тяжело тогда доставался хлеб. И все,  что до хлеба. И восстановление разрушенного войной колхоза. Четыре года с 1943 по 1946гг. женщины и дети колхоза « ЗФК» вручную выполняли большую часть работ в поле. С ранней весны и до поздней осени – с рассвета и дотемна - в степи, а ночью да на зорьке – дома. Иван Лукич вспомнил, как сеяли в 1944 году. « На рассвете придем в поле. Чуть заря - начинаем сеять. В сеялке два быка, а впереди лошадь. Худые, слабые. Тянет женщина за повод лошадь, та тянет быков, а они, подгоняемые длинной хворостиной ( с которой на сеялке сидит подросток), тянут сеялку. Обойдешь круг – с ног валишься.  И тягло тоже. Маленькая остановка на заправку сеялки зерном, - и снова круг. И так до вечера. А другие колхозницы впрягаются в « широкозахватные» грабли, специально для них изготовленные в колхозной мастерской, и , накинув  на плечи лямку, тянут их по озимой, разбивают корку. Кому не хватает грабель – ломает в лесополосе ветки жердели, связывает их и тоже тянет, « боронует».

И  пололи почти все вручную. За 6 – 7 километров приходили к месту работы до восхода солнца. Иногда для подвоза полольщиков подавали запряженную быками гарбу.  Бывало насядет женщин и детей столько, что ослабевшие быки не тянут. Тогда встаем  и идем «навпростэць»  уже полем. А те , кто остался в гарбе, еще едут. Вечером еще и топку домой несем – прошлогоднюю подсолнечную или кукурузную бадылку. Культивировалось совсем мало, не хватало тягла и культиваторов.

Наступила пора сенокоса. Опять все легло на плечи женщин и детей. Одни косят, другие сгребают сено ручными и конными граблями, складывают его в копны. Потом свозят в скирды. А тут и уборка колосовых  подстигла. На ячмене, на пшенице косарям жарче, чем на сенокосе. Да ничего не поделаешь- надо убирать урожай.

А как трудно было с рабочей силой. Женщины, конечно, ходили на работу почти все.

Дома все оставалось на детей. Маленьких оставляли запертыми в хате.  Сажать, полоть, убирать дома огород женщинам приходилось урывками – ночью при луне, на заре.

Так люди поднимали разрушенное войной хозяйство». Надо сказать, что люди старались, не считаясь ни с какими трудностями.

В1950 году повысилась роль МТС в сельском хозяйстве и ростом квалифицированных кадров: мастеров земледелия, животноводства и механизации. Иван Лукич идет работать в МТС  трактористом. В 1950 году его призывают на службу.  За добросовестную службу Иван Лукич становится командиром танка.

По окончании воинской службы Иван Лукич Ксенз возвращается в свою станицу. Идет снова работать трактористом.

Жизнь Ивана Лукича была очень насыщена событиями, но о себе лично рассказывал очень мало. К нам в руки попала интересная книга « История создания колхоза « Октябрь». Над созданием этой рукописной книги  работал Иван Панкратьевич Щербак . Ему пришлось полгода работать в архиве Краснодарского Крайкома КПСС. Из этого очерка мы узнали, что одной из первых в районе сельхозартель « Октябрь»стала внедрять испытанный передовой метод знатного кубанского свекловода Светличного, организовав механизированные звенья по выращиванию сахарной свеклы. В одном из таких звеньев работал Ксёнз Иван Лукич. В 1964 году артель « Октябрь» получила наивысший урожай в районе сладких корней. За успехи, достигнутые в 1964 году, в выращивании сахарной свеклы получили свекловоды правительственные награды. Иван Лукич стал Ударником коммунистического труда. Он не останавливался на достигнутом.  23 июня 1966г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Лукич Ксёнз  награжден Орденом  Знак Почета.

Одним очень важным событием отмечен 1969 год. В ноябре в Москве состоялся 3 Всесоюзный съезд колхозников. Он обсудил итоги деятельности коллективных сельских хозяйств страны в военные и послевоенные годы, разработал и принял новый примерный устав сельскохозяйственной артели. От сельхозартели « Октябрь» делегатом съезда был лучший механизатор, звеньевой механизированного звена по выращиванию сахарной свеклы, кавалер ордена « Знак почета» Иван Лукич Ксёнз. Орден был получен 23 июня 1966 года.

7 декабря 1973 года указом Президиума Верховного совета за особые заслуги в области социалистического строительства и обороны Союза ССР Иван Лукич Ксёнз награжден орденом « Октябрьской Революции».

Сколько гордости испытывали родные и близкие за Ивана Лукича. Но никто особенно не хвалил. В семье всегда считалось, что хорошо трудиться – это закономерность.

Родители дедушки Вани прожили достаточно трудную и долгую жизнь. При жизни они не узнали, каких трудовых успехов достиг их сын. Но им гордятся по праву его дети, внуки, теперь уже и правнуки.

За долголетний добросовестный труд в народном хозяйстве 8 сентября 1989 года Иван Лукич награжден медалью « Ветеран труда». У здания правления колхоза « Октябрь» долгое время на доске Почета висела фотография Ивана Лукича.

Сейчас Ивану Лукичу 83 года, но он  по- прежнему жизнерадостный, трудолюбивый. Все также задорно блестят глаза, только морщинки у края глаз выдают усталость.

Нам было очень приятно общаться с таким удивительным человеком. В конце своего рассказа Иван Лукич поведал о своем дяде Евдокиме Ивановиче Ксёнз. Он был долгожителем в этой большой династии. Прожил 102 года. Но это уже другая история.

Когда мы собирали этот материал, очень трудно было все записать и запомнить. Иван Лукич рассказывал много интересного, но главное он никого не забыл из своей семьи. Потом он принес нам конверт, а в нем аккуратно сложенные листочки.

Это была родословная рода Ксёнз, которую составил племянник Ивана Лукича Владимир Михайлович Приходько (  сын старшей сестры Ивана Лукича – Анастасии Лукиничны). В конце Владимир Михайлович написал такие стихи:  « Воспоминания о детстве в станице Ново – Михайловской»

Босой я бегал по станице

Верхом на палочке скакал.

У берега речушки Белой

Купался и на солнце загорал.

С  хлопцами играл в чехарду, лапту,

В казаков – разбойников

В знамена красное и белое.

На выгонах пасли коров, телят.

Играли в карты, в дурака.

Из торб поедали все, что бабушка Оксана на целый день дала.

Я деда Луку помню. Был строг, но справедлив.

Учил нас всех молиться Богу

И каждодневному труду.

Я до сих пор работаю прилежно, как дед учил.

Стараюсь подражать ему.

 

К сожалению, Владимира Михайловича в этот же 2005 год не стало. Ему было 72 года. Эти стихи еще раз нам доказали как прививалась любовь к труду, с самого раннего детства. И самое главное, что все очень благодарны своим предкам за такой дар.

          Заключение.

Для себя я понял очень многое. Совсем не важно, какое социальное положение ты занимаешь. Важно – научиться хорошо работать, получать от своей работы удовольствие, чтобы твоя  работа радовала не только тебя, но и людей, которые тебя окружают. Очень важно знать своих предков. Я не понимал значения выражения: « Кто не знает своего прошлого, не имеет будущего». Теперь я понял, и очень горжусь тем, что познакомился с таким человеком, что он рассказал нам историю своей семьи. К большому сожалению многие из нас не знают своих предков. А что же мы расскажем своим потомкам? Я расспрашивал свою бабушку и маму о нашей родословной, но они, к сожалению, мало мне рассказали о наших предках. Я огорчился. Моя фамилия Беспалый. У матери Ивана Лукича была  девичья фамилия Беспалая. Я подумал, может, наши семьи в прошлом были родственниками?

Даже если это не так, моя мама такая же труженица как Оксана Митрофановна. Она нас очень любит с братом, прививает любовь к труду, учит быть честными, порядочными. Это дороже всех материальных благ. Благодаря этим качествам человек достигнет в жизни больших успехов, так как это сделал Иван Лукич Ксёнз.

Есть такая пословица:  « Познай свой край и его богатства умножай». Я считаю, что мы умножили духовное богатство и добавили к истории нашей станицы еще одну страницу – историю жизни огромной династии, которая очень много сделала не только для нашей станицы, но и для нашей страны.  

 

                                             Список литературы.

1.        Алексеенко И.И. Новейшая  история Кубани XX века.

2.       Архивная  справка  Государственного  архива  Краснодарского края.

3.       Певнев  А.П.  Кубанские  казаки

4.       Потапова Т.Н. Кубановедение

5.       Ратушняк  В.Н. История Кубани

6.       Ратушняк В.Н.  Родная  Кубань.

7.       Родословная   семьи Ксёнз.

8.       Щербак  И. П.  История  создания  колхоза «Октябрь».

 

Назад

Hosted by uCoz